Использование инновационных технологий в образовательном процессе общеобразовательных учреждений города Сорочинска как итог деятельности лаборатории продуктивного обучения .
«Доступность – качество -эффективность» - стратегические направления Модернизации Российского образования. Реализуя стратегические направления общеобразовательная школа ориентируется «на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей».
В ситуации динамичного социально-экономического развития необходима ориентация школ на повышение качества общего образования, обеспечить которые возможно при изменении содержания и подходов к организации образовательного процесса.
Задачей отдела образования и методической службы г. Сорочинска стало создание условий – организационных, методических -, сориентированных на повышение качества образования.
Ведущим механизмом модернизации муниципальной системы образования стало проведение локального эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий в учебно- воспитательный процесс. В 2005г. был разработан проект по методической поддержке внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий. Создана лаборатория продуктивного обучения.
В этом учебном году (так же, как и в прошлом , ) в учебный план школ города были введены курсы «Основы проектирования», «Основы проектной деятельности», которые реализуются на 3 ступенях обучения : начальном, среднем, старшем. Учителями школ города выбраны различные модули, формирующими следующие компетентности учащихся:
компетентности в решении проблем;
информационной компетентности;
коммуникативной компетентности.
Организация учебной деятельности с применением проектной технологии направлялась и корректировалась проблемной группой. Проблемная группа работает второй год. Опыт применения учителями на уроках метода проектов отчасти решил проблему методической и психологической готовности педагогов к внедрению данных курсов: учителя более успешно «примеряют » на себя новые роли инструктора, наставника, тьютора.
Метод проектов активно внедряется в образовательный и воспитательный процесс: он используется не только в рамках курсов «Основы проектирования», «Основы проектной деятельности» , но и в урочной и внеклассной деятельности учителями разных образовательных областей .
Активно работала творческая группа по изучению и внедрению технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Круг педагогов, применяющих данную технологию или отдельные его компоненты, стал шире: проводились семинары, мастер-классы, были даны уроки , в основе которых – технология критического мышления . Но, как правило , это педагоги начальных классов. Одна из задач, стоящих перед проблемной группой, - пропаганда данной технологии и использование ее на средней и старшей ступенях образования .
Активно работала творческая группа по изучению и внедрению технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Круг педагогов, применяющих данную технологию или отдельные его компоненты, стал шире: проводились семинары, мастер-классы, были даны уроки , в основе которых – технология критического мышления . Но, как правило , это педагоги начальных классов. Одна из задач, стоящих перед проблемной группой, - пропаганда данной технологии и использование ее на средней и старшей ступенях образования .
Технология дебаты интересна прежде всего как средство воспитания коммуникативной компетентности и развития критического мышления, формирования исследовательских и организационных навыков, навыков слушания и ведения записей.
Особенности данной технологии предполагают ее использование в классах с высоким уровнем культуры самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому , как правило, используется в старших классах как способ проведения учебного занятия . Но учителя пришли к выводу , что начинать обучать применению данной технологии необходимо со среднего звена .
Особенности данной технологии предполагают ее использование в классах с высоким уровнем культуры самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому , как правило, используется в старших классах как способ проведения учебного занятия . Но учителя пришли к выводу , что начинать обучать применению данной технологии необходимо со среднего звена .
Информационные технологии используются фрагментарно, не систематически и в основном учителями информатики. Если психологически учителя разных образовательных областей готовы к использованию современных технических ресурсов и оборудования , то в техническом плане и методическом плане – в своем большинстве нет.
Анализ деятельности по реализации городского проекта по внедрению практико-ориентированных технологий обучения позволяет констатировать :
Эксперимент по апробации практико-ориентированных технологий имеет позитивные результаты:
• методистами расширено поле методической деятельности;
• курсы «Основы проектирования», «Основы проектной деятельности» входят в учебный план ОУ на всех ступенях обучения;
• постоянно функционируют творческие группы по изучению теоретических основ метода проектов, технологии критического мышления и их практического применения;
• изучение инновационных технологий ведется в ОУ на семинарах и методических днях;
• круг учителей, использующих инновационные технологии, в сравнении с прошлым годом,стал шире;
• изменилось отношение учителей к необходимости внедрения инновационных технологий, более того, ими осознается, что качественное образование невозможно без применения практико-ориентированных технологий;
• педагогическими кадрами ОУ повышается уровень профессиональной компетентности, создаются педагогические условия для формирования личности ученика;
• педагогами школ изучаются теоретические основы инновационных технологий, отдельными педагогами применяются изучаемые технологии;
• значительно пополнилась материально-техническая база;
• учениками осваиваются новые формы учебной деятельности.
Главная цель проекта – подготовка ученика, социально адаптированного, владеющего основными компетенциями - не достигнута .
Но если посмотреть на продуктивность и качество реализации задач прое5кта, то успех выглядит лишь началом, фундаментом для строительства образовательной системы с таким набором образовательных услуг, которые дадут новое качественное образование:
• Педагоги прошли через проблемные курсы, но ПК должно вестись постоянно.
• Новые технология внедряются, но робко, нужно их широкое внедрение в практику учителя, и не только метода проектов, технологий критического мышления, дебаты.
• Пришло осознание необходимости применения новых технологических ресурсов, информационных технологий, но технологически и методически учителя в своем большинстве к этому не готовы.
• Освоение учеником новых форм деятельности не сделало его социально адаптированным, в достаточной степени коммуникативным и информационно компетентным.
Анализ деятельности по реализации городского проекта по внедрению практико-ориентированных технологий обучения позволяет констатировать :
Эксперимент по апробации практико-ориентированных технологий имеет позитивные результаты:
• методистами расширено поле методической деятельности;
• курсы «Основы проектирования», «Основы проектной деятельности» входят в учебный план ОУ на всех ступенях обучения;
• постоянно функционируют творческие группы по изучению теоретических основ метода проектов, технологии критического мышления и их практического применения;
• изучение инновационных технологий ведется в ОУ на семинарах и методических днях;
• круг учителей, использующих инновационные технологии, в сравнении с прошлым годом,стал шире;
• изменилось отношение учителей к необходимости внедрения инновационных технологий, более того, ими осознается, что качественное образование невозможно без применения практико-ориентированных технологий;
• педагогическими кадрами ОУ повышается уровень профессиональной компетентности, создаются педагогические условия для формирования личности ученика;
• педагогами школ изучаются теоретические основы инновационных технологий, отдельными педагогами применяются изучаемые технологии;
• значительно пополнилась материально-техническая база;
• учениками осваиваются новые формы учебной деятельности.
Главная цель проекта – подготовка ученика, социально адаптированного, владеющего основными компетенциями - не достигнута .
Но если посмотреть на продуктивность и качество реализации задач прое5кта, то успех выглядит лишь началом, фундаментом для строительства образовательной системы с таким набором образовательных услуг, которые дадут новое качественное образование:
• Педагоги прошли через проблемные курсы, но ПК должно вестись постоянно.
• Новые технология внедряются, но робко, нужно их широкое внедрение в практику учителя, и не только метода проектов, технологий критического мышления, дебаты.
• Пришло осознание необходимости применения новых технологических ресурсов, информационных технологий, но технологически и методически учителя в своем большинстве к этому не готовы.
• Освоение учеником новых форм деятельности не сделало его социально адаптированным, в достаточной степени коммуникативным и информационно компетентным.
Для решения данных проблем необходима постоянная и систематическая работа по повышению качества образовательных услуг, которая приведет к изменению содержания образования и технологий образовательной деятельности .
Эксперимент необходимо продолжать. А это реализация нового, и как мы теперь понимаем, долгосрочного проекта.